Интервью: Универсальное принятие - важная, но малоизученная задача
В конце июня прошел второй онлайн-хакатон конкурса «Цифровой прорыв-2020». Один из его пяти кейсов – «Домен.РФ» - был посвящен реализации приложения или сервиса, отвечающего принципам универсального принятия с акцентом на поддержку кириллических доменов и почтовых адресов.
Первое место в кейсе заняла «Команда «18», участники: Вадим Шиманский - full stack разработчик, капитан команды, Московская область; Ксения Лукас - дизайнер, Московская область; Кирилл Пушкарев - full stack разработчик, Пермский край. «Команда «18» разработала веб-сервис, позволяющий пользоваться почтовыми адресами на русском языке на любой IT-платформе.
Второе место досталось команде «Связь-1», создавшей GOCM — онлайн-сервис для валидации интернационализированных e-mail. GOCM корректно обрабатывает различные форматы e-mail и доменных имен, включая использующие кириллические и emoji-домены. Участники команды: Александр Морозов - backend разработчик, Москва; Илья Баранов – QA и тестирование, Москва; Владислав Морозов - капитан команды, Москва; Алексей Агафонов – full stack разработчик, Москва. Страница проекта на GitHub
Третье место было присуждено команде «NaoPlus», которая реализовала приложение «Эпидемии НЕТ», информирующее население об эпидемической обстановке в регионе через мобильные устройства и имеющее сквозную поддержку интернационализации. Участники команды: Григорий Сябрук - мобильный разработчик, Санкт-Петербург; Иван Окулов - backend разработчик, Ненецкий автономный округ; Вероника Фесенко - дизайнер, Санкт-Петербург.
Мы попросили участников команд-победителей рассказать о том, почему они выбрали кейс, связанный с универсальным принятием, как шла работа над ним и заинтересовала ли их задача по внедрению полноценной поддержки кириллических доменов и почтовых адресов настолько, чтобы работать с ней далее.
Почему вы выбрали в рамках хакатона именно этот кейс?
Команда «18»: «Нас привлекла глобальная задача, решение которой принесет пользу обществу. Кейс совмещал в себе решение интересного технического задания и пространство для творчества».
NaoPlus: «Нам показалась интересной задача универсального принятия. Ранее у нас не было проектов, в которых была хоть как-то затронута эта проблема».
Связь-1: «Из всех кейсов мы выбрали тот, который был наиболее близок нам по профессиональному направлению. Причем задумка была не в том, чтобы быть более подготовленными к предложенному заданию, – мы и не были. А в том, чтобы иметь возможность более успешно развивать продукт в случае, если наши результаты будут поддержаны экспертами и жюри».
Сталкивались ли вы ранее с вопросами универсального принятия? Что вы знали об этой проблеме?
Команда «18»: «Раньше команде не приходилось решать вопросы универсального принятия, для нас эта задача была качественно новой».
NaoPlus: «Ранее мы с этой проблемой не сталкивались, именно это и послужило аргументом в пользу выбора данного кейса».
Связь-1: «Несмотря на то, что мы все работаем в области связи и телеком, с проблемами принятия национальных доменов не сталкивались. По состоянию на начало хакатона нам была известна только общая формулировка задачи из материалов организаторов и владельцев кейса».
С какими трудностями или особенностями вы столкнулись при решении кейса?
Команда «18»: «В первую очередь, это отсутствие структурированной информации о технических особенностях использования русскоязычных доменов и почты. Сыграло свою роль и малое количество почтовых серверов, поддерживающих кириллическую почту, перебои в их работе и отсутствие API для взаимодействия с этими серверами».
NaoPlus: «Мы столкнулись с локальной, но сложно решаемой проблемой формирования заголовков запросов при авторизации пользователя. Идентификатором пользователя (UID) является электронная почта, а протокол HTTP не имеет поддержки кириллических символов».
Связь-1: « Прежде всего, сказалась нехватка опыта в этой области. Также сыграло роль то, что большая часть нашей команды участвовала в хакатоне первый раз. Пришлось погружаться сразу и в организационные, и в технические задачи».
И как вы в итоге решили возникшие проблемы?
Команда «18»: «В первую очередь, нам помогали эксперты. Отдельное спасибо Игорю Лидину – за его компетенции, веру в нас и нашу амбициозную задачу. Для решения технических вопросов использовали данные, представленные на сайте проекта Поддерживаю.РФ, для отправки писем на кириллическую почту использовали Google API».
NaoPlus: «Мы отказались от использования UID в качестве идентификатора, авторизация происходит по токену».
Связь-1: «Мы – слаженная команда с очень высоким уровнем доверия и поддержки. Это главное, что позволило нам достигнуть результата».
Что нового вы открыли для себя при работе над этим кейсом?
Команда «18»: «Для нас стал новостью низкий уровень поддержки интернационализированных доменов и адресов почты, консервативность IT-индустрии, медленный переход на новый стандарт. При этом мы убедились, что реализация универсального принятия не требует кардинальных изменений».
NaoPlus: «Мы поняли, что вопросам, связанным с универсальным принятием, в действительности уделяется мало внимания, а разработчики зачастую не решают эту проблему в своих проектах».
Связь-1: «Мы погрузились в проблему, ознакомились со стандартами, посмотрели существующие сервисы на эту тему и в итоге нашли решение».
Как вы планируете развивать созданное в рамках хакатона решение?
Команда «18»: «Мы видим необходимость создания почтового сервера, поддерживающего интернационализированные адреса почты и предоставляющего свой API для работы с другими сервисами, построенными вокруг него».
NaoPlus: «Есть множество идей для расширения функционала, которые мы не успели физически внедрить за время проведения хакатона, такие как, например, отсылка push-уведомлений, вывод статистики и построение графиков и т.д.».
Связь-1: «Мы планируем серию встреч и обсуждений с экспертами и членами жюри хакатона для выбора дальнейшей модели развития и монетизации сервиса. Нам нужно проверить несколько гипотез перед тем, как делать выбор».
Заинтересовала ли вас проблема универсального принятия и кириллических e-mail по итогам работы над кейсом? Планируете ли вы заниматься этим направлением далее?
Команда «18»: «Мы хотим и дальше развивать созданный в рамках хакатона проект, привлекать акселераторы и гранты для его реализации, так что можно сказать, что универсальное принятие становится для нас ключевым направлением».
NaoPlus: «Отдельно заниматься этим направлением мы не планируем, однако во всех будущих проектах будем уделять проблеме универсального принятия большое внимание. Все наши продукты будут работать с IDN-доменами, включая кириллические».
Связь-1: «Да, это очень интересная задача, которая имеет определенную востребованность с явным социальным оттенком. Мы хотим запустить сервис, MVP которого мы разработали на хакатоне. Дальнейшую работу в этом направлении можно обсуждать после запуска сервиса – мы получим больше опыта, погрузимся в тематику и сможем более осознанно определить, какие из наших возможностей и умений могут быть эффективно применены для решения проблем универсального принятия в Рунете».