Назад

Интервью: Универсальное принятие - важная, но малоизученная задача

10.07.2020

В конце июня прошел второй онлайн-хакатон конкурса «Цифровой прорыв-2020». Один из его пяти кейсов – «Домен.РФ» - был посвящен реализации приложения или сервиса, отвечающего принципам универсального принятия с акцентом на поддержку кириллических доменов и почтовых адресов.

Интервью: Универсальное принятие - важная, но малоизученная задача

Первое место в кейсе заняла «Команда «18», участники: Вадим Шиманский - full stack разработчик, капитан команды, Московская область; Ксения Лукас - дизайнер, Московская область; Кирилл Пушкарев - full stack разработчик, Пермский край. «Команда «18» разработала веб-сервис, позволяющий пользоваться почтовыми адресами на русском языке на любой IT-платформе.

Второе место досталось команде «Связь-1», создавшей GOCM — онлайн-сервис для валидации интернационализированных e-mail. GOCM корректно обрабатывает различные форматы e-mail и доменных имен, включая использующие кириллические и emoji-домены. Участники команды: Александр Морозов - backend разработчик, Москва; Илья Баранов – QA и тестирование, Москва; Владислав Морозов - капитан команды, Москва; Алексей Агафонов – full stack разработчик, Москва. Страница проекта на GitHub

Третье место было присуждено команде «NaoPlus», которая реализовала приложение «Эпидемии НЕТ», информирующее население об эпидемической обстановке в регионе через мобильные устройства и имеющее сквозную поддержку интернационализации. Участники команды: Григорий Сябрук - мобильный разработчик, Санкт-Петербург; Иван Окулов - backend разработчик, Ненецкий автономный округ; Вероника Фесенко - дизайнер, Санкт-Петербург.

Мы попросили участников команд-победителей рассказать о том, почему они выбрали кейс, связанный с универсальным принятием, как шла работа над ним и заинтересовала ли их задача по внедрению полноценной поддержки кириллических доменов и почтовых адресов настолько, чтобы работать с ней далее.

Почему вы выбрали в рамках хакатона именно этот кейс?

Команда «18»: «Нас привлекла глобальная задача, решение которой принесет пользу обществу. Кейс совмещал в себе решение интересного технического задания и пространство для творчества».

NaoPlus: «Нам показалась интересной задача универсального принятия. Ранее у нас не было проектов, в которых была хоть как-то затронута эта проблема».

Связь-1: «Из всех кейсов мы выбрали тот, который был наиболее близок нам по профессиональному направлению. Причем задумка была не в том, чтобы быть более подготовленными к предложенному заданию, – мы и не были. А в том, чтобы иметь возможность более успешно развивать продукт в случае, если наши результаты будут поддержаны экспертами и жюри».

Сталкивались ли вы ранее с вопросами универсального принятия? Что вы знали об этой проблеме?

Команда «18»: «Раньше команде не приходилось решать вопросы универсального принятия, для нас эта задача была качественно новой».

NaoPlus: «Ранее мы с этой проблемой не сталкивались, именно это и послужило аргументом в пользу выбора данного кейса».

Связь-1: «Несмотря на то, что мы все работаем в области связи и телеком, с проблемами принятия национальных доменов не сталкивались. По состоянию на начало хакатона нам была известна только общая формулировка задачи из материалов организаторов и владельцев кейса».

С какими трудностями или особенностями вы столкнулись при решении кейса?

Команда «18»: «В первую очередь, это отсутствие структурированной информации о технических особенностях использования русскоязычных доменов и почты. Сыграло свою роль и малое количество почтовых серверов, поддерживающих кириллическую почту, перебои в их работе и отсутствие API для взаимодействия с этими серверами».

NaoPlus: «Мы столкнулись с локальной, но сложно решаемой проблемой формирования заголовков запросов при авторизации пользователя. Идентификатором пользователя (UID) является электронная почта, а протокол HTTP не имеет поддержки кириллических символов».

Связь-1: « Прежде всего, сказалась нехватка опыта в этой области. Также сыграло роль то, что большая часть нашей команды участвовала в хакатоне первый раз. Пришлось погружаться сразу и в организационные, и в технические задачи».

И как вы в итоге решили возникшие проблемы?

Команда «18»: «В первую очередь, нам помогали эксперты. Отдельное спасибо Игорю Лидину – за его компетенции, веру в нас и нашу амбициозную задачу. Для решения технических вопросов использовали данные, представленные на сайте проекта Поддерживаю.РФ, для отправки писем на кириллическую почту использовали Google API».

NaoPlus: «Мы отказались от использования UID в качестве идентификатора, авторизация происходит по токену».

Связь-1: «Мы – слаженная команда с очень высоким уровнем доверия и поддержки. Это главное, что позволило нам достигнуть результата».

Что нового вы открыли для себя при работе над этим кейсом?

Команда «18»: «Для нас стал новостью низкий уровень поддержки интернационализированных доменов и адресов почты, консервативность IT-индустрии, медленный переход на новый стандарт. При этом мы убедились, что реализация универсального принятия не требует кардинальных изменений».

NaoPlus: «Мы поняли, что вопросам, связанным с универсальным принятием, в действительности уделяется мало внимания, а разработчики зачастую не решают эту проблему в своих проектах».

Связь-1: «Мы погрузились в проблему, ознакомились со стандартами, посмотрели существующие сервисы на эту тему и в итоге нашли решение».

Как вы планируете развивать созданное в рамках хакатона решение?

Команда «18»: «Мы видим необходимость создания почтового сервера, поддерживающего интернационализированные адреса почты и предоставляющего свой API для работы с другими сервисами, построенными вокруг него».

NaoPlus: «Есть множество идей для расширения функционала, которые мы не успели физически внедрить за время проведения хакатона, такие как, например, отсылка push-уведомлений, вывод статистики и построение графиков и т.д.».

Связь-1: «Мы планируем серию встреч и обсуждений с экспертами и членами жюри хакатона для выбора дальнейшей модели развития и монетизации сервиса. Нам нужно проверить несколько гипотез перед тем, как делать выбор».

Заинтересовала ли вас проблема универсального принятия и кириллических e-mail по итогам работы над кейсом? Планируете ли вы заниматься этим направлением далее?

Команда «18»: «Мы хотим и дальше развивать созданный в рамках хакатона проект, привлекать акселераторы и гранты для его реализации, так что можно сказать, что универсальное принятие становится для нас ключевым направлением».

NaoPlus: «Отдельно заниматься этим направлением мы не планируем, однако во всех будущих проектах будем уделять проблеме универсального принятия большое внимание. Все наши продукты будут работать с IDN-доменами, включая кириллические».

Связь-1: «Да, это очень интересная задача, которая имеет определенную востребованность с явным социальным оттенком. Мы хотим запустить сервис, MVP которого мы разработали на хакатоне. Дальнейшую работу в этом направлении можно обсуждать после запуска сервиса – мы получим больше опыта, погрузимся в тематику и сможем более осознанно определить, какие из наших возможностей и умений могут быть эффективно применены для решения проблем универсального принятия в Рунете».

Другие новости раздела

Материалы второго глобального Дня универсального принятия
Материалы второго глобального Дня универсального принятия
12.04.2024
Краткий обзор выступлений участников и материалы мероприятия
Готовые библиотеки Java, Python и JavaScript для валидации IDN-доменов и EAI
Готовые библиотеки Java, Python и JavaScript для валидации IDN-доменов и EAI
28.03.2024
Обзор известных библиотек на распространенных языках программирования
На сайте появился новый раздел «Часто задаваемые вопросы»
На сайте появился новый раздел «Часто задаваемые вопросы»
25.03.2024
Подготовили ответы на популярные вопросы об универсальном принятии и не только
День универсального принятия в Белграде
День универсального принятия в Белграде
21.03.2024
Глобальный Universal Acceptance Day пройдёт 28 марта в Сербии
IT-системы корпорации ICANN готовы к работе с EAI адресами электронной почты
IT-системы корпорации ICANN готовы к работе с EAI адресами электронной почты
26.01.2024
Решение проблемы универсального принятия в ICANN заняло почти 14 лет
Популярные у россиян сайты прошли проверку на работу с кириллическими e-mail адресами
Популярные у россиян сайты прошли проверку на работу с кириллическими e-mail адресами
11.12.2023
Публикуем результаты нового исследования
В панели управления хостингом ispmanager внедрили поддержку кириллической почты
В панели управления хостингом ispmanager внедрили поддержку кириллической почты
13.11.2023
Публикуем инструкцию как создавать кириллические почтовые адреса в ispmanager
Студенты МТУСИ изучили основы интернационализации доменной и почтовой адресации в сети интернет
Студенты МТУСИ изучили основы интернационализации доменной и почтовой адресации в сети интернет
27.10.2023
Поддерживаю.РФ продолжает повышать навыки молодых IT специалистов в области универсального принятия IDN и EAI